Как делали «Подели»

newImg

В 2022 году на рынке финансовых инструментов появился новый яркий игрок – BNPL-сервис «Подели». Техническим разработчиком проекта выступила компания «Синимекс».

Главный редактор журнала the Retail Finance Эльчин Гулиев обсудил с Андреем Евглевским, директором по информационным технологиям сервиса «Подели», и с Павлом Мышевым, заместителем директора по работе с ключевыми клиентами компании «Синимекс», нюансы создания популярного сервиса.

Эльчин Гулиев. Андрей, первый вопрос к вам, расскажите, как родилась идея создания сервиса «Подели» и в чем секрет его успеха?

Андрей Евглевский. BNPL-сервисы пришли на российский рынок из Европы и США в 2021 году. «Подели» запустился в 2022, став одним из первых BNPL-проектов в России.

«Подели» делает ставку на масштаб покрытия: к сервису подключаются как небольшие компании, так и лидеры рынка в самых разных сегментах – от FMCG до авиабилетов. Мы первыми в стране реализовали оплату по частям в офлайн-магазинах и предлагаем самый большой выбор офлайн-партнёров среди аналогов. Оплатить покупки с «Подели» можно на кассах магазинов «Gloria Jeans», «ЛЭТУАЛЬ», «ZARINA», «Эконика» и многих других: одежды, детских товаров, в гипермаркетах и даже на кассе футбольного стадиона. С «Подели» сотрудничает уже более 40 000 магазинов.

Впервые в России мы интегрировали BNPL в фудтех-проект – подключили оплату с «Подели» в сервисе доставки Broniboy. Теперь пользователи могут заказать блюда из любимых ресторанов и оплатить их четырьмя платежами.

Эльчин Гулиев. Сервисы BNPL фактически пришли на нишу POS-кредитования. В чем разница между этими продуктами и чем BNPL лучше?

Андрей Евглевский. Говорить о том, что BNPL лучше POS-кредитов не совсем корректно. Всё-таки это разные продукты с разным позиционированием, которые помогают клиентам решать разные задачи. BNPL-сервисы удобны, когда нужно оплатить небольшую покупку до 30 000 рублей: это может быть косметика и парфюмерия, одежда, товары для детей и для дома. А для более серьёзных покупок клиент скорее отдаст предпочтение классическому кредитованию.

Кроме того, оплата с «Подели» намного быстрее и проще, чем оформление кредита: клиенту нужно только авторизоваться в сервисе со своим номером телефона и привязать карту, даже паспорт не нужен, а рассмотрение заявки занимает не больше минуты. При этом срок возврата небольшой – всего шесть недель. По сути, это инструмент для более равномерного распределения расходов.

Эльчин Гулиев. Технологическую разработку и сопровождение продукта выполняет компания «Синимекс». Почему выбор пал именно на них?

Андрей Евглевский. Чтобы создать действительно удобный и востребованный продукт, «Подели» было важно найти подрядчика с большим опытом и экспертизой в создании финансовых проектов. Поскольку на момент начала работы подобных кейсов ещё не было, нужно было разработать продукт с нуля: было важно, чтобы система за секунды анализировала огромный массив данных от покупателя и от магазина, обрабатывала заявку и выдавала решение обеим сторонам процесса. Проанализировав предыдущие успешно реализованные проекты компании «Синимекс», мы поняли, что можем с уверенностью доверить им эту задачу.

Павел Мышев. Мы давно работаем с банковским сектором, понимаем финансовую проблематику и специфику, хорошо знакомы с ИТ-инструментами, которые применяются на этом рынке. И нам, конечно, очень приятно, что наши компетенции и опыт были оценены коллегами из «Подели».

Эльчин Гулиев. Павел, расскажите, как шла работа над технической частью проекта?

Павел Мышев. Вначале мы сформировали небольшую проектную команду из сотрудников для оценки стоящих задач, объема и сроков проекта. С нуля до запуска у нас было четыре месяца. По мере необходимости к команде присоединялись новые участники: разработчики, тестировщики, специалисты поддержки и т.д.

Эльчин Гулиев. Четыре месяца – это небольшой срок для разработки финтех-продукта.

Павел Мышев. Конечно, учитывая, что это большой проект и разработка велась с нуля. Помимо классических задач по построению среды, стендов, мониторинга и т.д., здесь реализовано большое количество внешних интеграций, включая процессинг, скоринг, интеграции с партнерами. У банков, с которыми мы привыкли работать, есть много реализованных решений, есть установленные правила, ограничения. В этом проекте всё делалось с чистого листа и в очень короткий срок, поэтому мы считаем, что это был вызов, который мы с коллегами из «Подели» приняли и успешно на него ответили.

Эльчин Гулиев. Интересно понять, как осуществляется взаимодействие проекта и разработчиков, например, участвуют ли разработчики в формировании видения продукта, вносят ли какие-то идеи по развитию?

Павел Мышев. Бизнес-идеи и концепции исходят от заказчика. Наша задача – предлагать лучшие решения и идеи в рамках нашей компетенции, в технической части проекта. В начале проекта наши предложения касались выбора технологий и версий библиотек. Дальше при разработке функционала все решения принимались консолидировано, т. е. было обсуждение реализации фич у заказчика с нашими аналитиками.

Эльчин Гулиев. Андрей, вы сказали, что первыми реализовали возможности оплаты по частям в офлайн. Как работает система при оплате покупок онлайн и офлайн? Есть отличия?

Андрей Евглевский. С точки зрения покупателя, механика, в целом, одинаковая: клиент авторизуется в сервисе (вводит ФИО, номер телефона, дату рождения и имейл), привязывает карту, с которой будет списан первый платёж (четверть суммы покупки). Перед оплатой он увидит детальный график платежей с датами и точными суммами. Клиент видит доступные скидки, при желании принимает условия акции и соглашается с графиком. Дальше система обрабатывает его заявку – это занимает буквально пару секунд. Если покупка одобрена, с карты клиента списывается первый платёж, а ещё три спишутся автоматически с интервалом в две недели.

Разница между онлайн- и офлайн-оплатой, по большому счёту, только в точке входа: в офлайн-магазине клиенту нужно отсканировать на кассе QR-код «Подели», авторизоваться и потом показать со своего мобильного индивидуальный QR-код кассиру.

После покупки у клиента появляются инструменты для управления платежами: он может подстраивать график под себя, сдвигать платежи или разбивать остаток на более мелкие суммы с увеличением срока выплаты.

Партнёрам сервиса (магазинам) мы предоставляем возможности для быстрой и удобной интеграции «Подели» в имеющуюся инфраструктуру оплаты как в онлайне, так и офлайне – у нас есть виджеты и коробочные решения для сайтов и распространенных систем интернет-магазинов, розничные магазины могут использовать широкий набор интеграций с кассовыми программами.

Эльчин Гулиев. Как дорабатывается система с развитием сервиса и появлением новых услуг?

Павел Мышев. Сервис «Подели» постоянно развивается и подстраивается под потребности пользователей: в нем появляются новые функции, которых нет у конкурентов, процесс доработки продукта никогда не прекращается. Со своей стороны, мы постоянно совершенствуем код, чтобы нововведения легко встраивались в существующую архитектуру продукта и оптимально сочетались с уже реализованными функциями.

Эльчин Гулиев. Павел, и еще один вопрос к вам как к разработчику. Как вы думаете, должна ли проектная команда, выполняющая техническую работу, быть апологетом сервиса, над которым она работает?

Павел Мышев. По моему мнению, все участники команды должны видеть полную картину продукта и понимать, в какой части этой картины будет задействован маленький квадратик выполненной ими работы. Что касается того, должны ли специалисты, работающие над решением технологических задач, быть фанатами продукта, то я думаю, что они должны быть прежде всего фанатами качества и профессионально выполнять свои задачи. Разработчики превращают идеи в код, тестировщики тестируют, у каждого своя зона ответственности, при этом все работают на один результат. Если каждый на своем месте сделает работу грамотно, то и конечный продукт понравится всем: и команде, которая над ним работала, и пользователям, которые с его помощью решают свои задачи.


Источник: The Retail Finance

Форма обратной связи

Предыдущая публикация
ИИ на выезде: банки задействовали компьютерное зрение для выдачи карт
1 декабря 2023 | Публикация
Следующая публикация
Искусственный интеллект: экономический эффект неочевиден, принцип работы неясен
28 ноября 2023 | Публикация